ГлавнаяМытищиМытищи в буднях великих строек

Мытищи в буднях великих строек

Мытищи – город строителей! Сей исторический факт нашёл отражение в названиях улиц и микрорайонов – Кирпичная, Силикатная, Песчаная, Воронина, Шараповский карьер, передает корреспондент газеты «Родники».

Задолго до того, как был построен знаменитый вагонный завод, в окрестных деревнях и сёлах появились предприятия по производству кирпича – прообраз будущей промышленности стройматериалов. Месторождения отменной глины близ деревни Шарапово стали причиной того, что вековой сельский уклад постепенно стал меняться на городской. Нашлась работа и для местных жителей, и для сезонных рабочих.

А уж в эпоху знаменитых промышленников – Челноковых, Герасимова, Воронина – объемы производства прочнейшего, звонкого мытищинского кирпича стали исчисляться миллионами штук. Даже сверхпредприимчивый Перлов отметился на поприще производства стройматериалов, хотя знаменит он вовсе не этим. Кстати, из этого кирпича были построены и главные градообразующие предприятия Мытищ: клейма Челноковых и Герасимовых и сегодня можно увидеть на стенах сохранившихся памятников истории – старинных зданий вагонного завода (АО «Метровагонмаш») и фабрики «Вискоза» (ВНИИВпроект, ныне «Лирсот»).

Уникальные общественные здания

Город – это не только промышленные предприятия. Градообразующую роль для Мытищ сыграли и уникальные общественные здания. В конце 20-х годов прошлого века – клуб «Металлист», более известный как ДК ММЗ, увидеть его теперь можно только на фотографиях. В конце 30-х – ДК «Подмосковье» в посёлке Пироговский: это памятник архитектуры сразу двух эпох, хвала фортуне, живёт и здравствует, являя взору причудливую смесь конструктивизма и сталинского ампира. На рубеже эпох построен и главный дворец культуры Мытищ, ДК «Яуза». Начали его строить ещё при развитом социализме, а завершили долгострой уже в лихие девяностые, благодаря титаническим усилиям первого главы Мытищинского района Анатолия Константиновича Астрахова. Именно он ввёл в практику еженедельные строительные дни. Такого в ту пору нигде не было, а у нас идея прижилась и эффективно работает уже четверть века, потому что… Мытищи – город строителей!

Если мы думаем, что вопрос о борьбе с точечной застройкой встал ребром только в 90-е, то ошибаемся как минимум на полвека. Вот что писали специалисты Мособлплана в 1936 году, когда утверждался план развития Мытищ, по которому всё  новое капитальное жилищное строительство города должно быть перенесено на другую сторону железной дороги: «Уже в течение двух лет (при наличии схемы распределения территории!) продолжается бесплановая и хаотическая застройка города. Военвед строит жилые каменные дома у своего института на участке  новой городской территории, но в отрыве и от последней (будущая Военка – ред.), вискозный институт строит в районе трассы Волга – Москва поблизости от старой территории Мытищ, лесотехнический институт строит на своем участке, керамический и кирпичный заводы – у промплощадок, вагонный завод – в Тайнинке… Имеется угроза сохранения этого положения и в 1936 году».

Ещё одна градостроительная проблема из категории вечных – это исторически сложившееся расположение города по обеим сторонам от железной дороги. В документе от 5 марта 1936 года был отдельный пункт про переезды через железную дорогу: «Учитывая, что имеющихся переездов через Сев. железную дорогу совершенно недостаточно и что эти переезды расположены крайне неудобно для города (тем более что Рупасовский переезд закрыт), поставить перед НКПС вопрос о необходимости срочной постройки переезда В РАЗНЫХ УРОВНЯХ». Первая эстакада через железную дорогу свяжет Старые и Новые Мытищи только 45 лет спустя, к Олимпиаде-80. А сейчас идёт ещё одна большая стройка – путепровод Мира – Фрунзе. Ещё один «переезд», о котором мечтали градостроители в далёкие 30-е.

Горбачева Анна Геннадьевна

Источник: http://inmytishchi.ru/

 50 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.