Вокзал, построенный Львом Кекушевым в 1896 году, даже наполовину погребённым в недрах конкорса, был и остаётся достопримечательностью Мытищ. Но ведь станция была открыта почти за 35 лет до этого – интересно, как выглядел первый вокзал? Свет на эту загадку проливает картина, хранящаяся в Мытищинском историко-художественном музее.
Картина художника А. Соловьева 1888 года «Железнодорожная платформа станции Мытищи», которую можно увидеть в Мытищинском историко-художественном музее, уникальна тем, что это единственное известное на сегодняшний день изображение первого вокзала в Мытищах. На ней можно разглядеть деревянное здание и низкую платформу. Есть сведения, что до постройки кекушевского вокзала платформа и вокзал находились на западной стороне путей (со стороны современных Новых Мытищ) и несколько ближе к Москве. Получается, что деревянный вокзал располагался напротив сохранившейся до наших дней водопроводной башни, построенной в XIX веке. Соответственно, паровоз на картине следует из столицы в сторону Троице-Сергиевой Лавры.
История Мытищ теснейшим образом связана с семьёй купцов Мамонтовых. Предприимчивому Ивану Фёдоровичу Мамонтову принадлежала идея проложить до Лавры железную дорогу, а сын его Савва Иванович основал вагонный завод, который превратил сельский населённый пункт в рабочий посёлок, а затем в город. Новый вокзал строился стараниями Саввы Ивановича по проекту знаменитого столичного архитектора Льва Кекушева в 1895-1896 годах и был закончен к торжествам по случаю коронации Николая II. Во время поездки в Лавру их императорские величества были одними из первых, кто мог видеть только что построенный величественный вокзал. Вот описание, взятое из путеводителя 1897 года: «Станция Мытищи 3 класса, на 16 версте от Москвы. Каменное здание, красивой архитектуры, с прекрасными залами, одной для пассажиров I и II класса и другой для пассажиров III класса. «…» Буфет. «…» У станции Мытищи от главной линии дороги идут три ветви, одна на Щелково, на протяжении 16 верст, другая к кирпичному заводу Товарищества Челнокова и Шапошникова, и третья к кирпичному заводу Герасимова».
В 2004 году на здании вокзала была укреплена мемориальная доска «в честь 75-летия со дня открытия первого электрифицированного участка железных дорог России Москва — Мытищи. Первые электрички до Мытищ пошли в 1929 году, а в 2004 году была полностью обновлена контактная сеть, частично заменено оборудование тяговых подстанций и усовершенствовано внешнее электроснабжение.
Источник: http://inmytishchi.ru
66