ГлавнаяПушкиноПодростковые граффити – это диалог с миром взрослых 

Подростковые граффити – это диалог с миром взрослых 

Быть подростком – это совсем не просто», – говорит психолог благотворительного фонда «Я люблю жизнь» Светлана Мурашкина.

Она в продолжении темы с граффити поделилась мнением, почему молодые люди используют заборы, детские площадки и скамейки как альбом для творчества. С сентября в Центральной библиотеке в Пушкино психолог по воскресеньям с 17 до 19 часов будет проводить цикл занятий для родителей подростков «Круг общения», где более подробно расскажет, как общаться с людьми переходного возраста и направлять их энергию в позитивное русло.

 
Пик «круши-ломай» приходится на подростковые годы. Это возраст, когда человек стоит на пороге своего взросления, ему остался шаг до взрослой жизни. И вандализм – это своего рода «диалог», который подросток пытается вести со взрослым миром. Это попытка быть услышанным, обратить на себя внимание.

 
За общественным имуществом, будь то транспорт, школа, остановка или урна у этой остановки, всегда стоит фигура Взрослого.  Родители, с которыми нет общего языка, педагог, поставивший несправедливую, по мнению подростка, оценку.

 
Некоторые выбирают более «щадящий» вариант: они заявляют о себе, своём неповторимом внутреннем мире через «украшение» своего тела с помощью тату и пирсинга.

 
Иногда взрослый мир идёт на диалог с подростком и тогда вандализм превращается в противоположность: он не разрушает, а украшает, созидает.

 
Как пример – граффити. Дети чаще начинают заниматься граффити в переходном возрасте, когда хочется ощутить себя членами какой-то общности, почувствовать опасность и преодоление. С точки зрения психологии граффити – способ самовыражения личности.

 
Исследуя причины, по которым подростки из субкультур выбирают граффити, психологи пришли к выводу, что ему главное не самовыражение, а стремление оставить память о себе или памятном для себя событии.

 
Если взрослеющему человеку в это время показать правильный пример тех, кто вырос на этой субкультуре и смог реализоваться в жизни в чём-то более серьёзном, тогда ему будет понятно, в какую сторону можно направить потенциал.

 
Со стороны эта субкультура может выглядеть как вандализм. На самом деле в ней гораздо сильнее внутренний творческий дух и созидательность в художественном ключе. Хорошо, если в городе организованы легальные площадки для граффистов.

 
Если же это происходит стихийно, если граффити «украшают» места, совсем для этого не подходящие, тем более, если в рисунках присутствуют нецензурные выражения и оскорбления, – тогда это самый настоящий вандализм.

 
Подростки, доходящие до вандализма, – люди в критической ситуации, крайне несчастливы, даже если не признаются в этом.

 
Основные мотивы вандализма – самоутверждение перед миром и друзьями. Попытка поднять свой статус среди сверстников. Демонстрация силы, ловкости, отваги, «независимости» от общества, наплевательского отношения к его нормам и правилам.

 
Деструктивная агрессия в этом случае – ответ на ущемление каких-то очень важных, базовых потребностей этого возраста. Чтобы разобраться в этом, необходимо отвести взгляд от подростка и повнимательнее посмотреть вокруг него: в каком окружении он находится? Как он растет? В какой среде? Кто и как на него влияет? Что провоцирует такое поведение?

 
Наши подростки растут в условиях социальной нестабильности. Сейчас не 90-е, ситуация изменилась к лучшему, но в целом в обществе градус тревоги, агрессии, неопределённости и страха весьма высок. А дети и их поступки – это отражение нас, взрослых, зеркало нашей жизни. Кроме того, сейчас в обществе размыты этические нормы и правила поведения. «Мне так нравится», «я так хочу» – эти слова для молодых (и не только) людей зачастую являются аргументом для объяснения своего поведения.

 
Мы говорим о «подростковом вандализме» и даже обозначаем его «возраст» – 13-17 лет. Но далеко не всегда этот возраст совпадает с паспортным.

 
Осуждать подростков, клеймить, возмущаться их поступками легко и приятно. Но именно такой реакции юные вандалы и добиваются. Хоть как-то на них обратили внимание! Наказание и осуждение, увы, не исправляют. Вандализм,безусловно, нужно осудить, как недопустимый поступок, но – не самих подростков.

 
Если реагировать лишь карательными методами, это утвердит подростка в его отчаянном протесте: я плохой! И назло вам я буду еще хуже.

 
Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных ролях, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов. 
 

 596 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.