В Истринском драматическом театре состоялась премьера «Чайки» — одной из самых знаменитых чеховских пьес
Великолепный спектакль можно назвать победой культуры, творчества и искусства над теми сложными реалиями, в которых мы сегодня живём. Постановку создавали в беспрецедентных и чрезвычайных условиях, проявляя подчас настоящий актёрский героизм. Итог – огромный успех, зрительское признание, море эмоций с обеих сторон.
Чехов актуален до сих пор
Всё мероприятие – а после спектакля предусматривалась торжественная часть, всё-таки премьера, да ещё в таких условиях! – прошло как на одном дыхании. Чувствовалось – все ждали, когда драмтеатр снова по-настоящему распахнёт двери.
-Мы ждали «Чайку», — признаётся моя собеседница Наталья, давняя поклонница драмтеатра. – После всего пережитого эта премьера стала словно глотком свежего воздуха!
Напомним читателям, что спектакль создавали благодаря федеральному проекту партии «Единая Россия» — «Культура малой родины». Проект действительно своевременный и очень удачный: когда талантливая театральная труппа получает финансирование, то уровень постановок возрастает в разы. И название говорящее: ведь из культуры малых городов и складывается большая российская культура.
…Всё-таки жизнь, в которой невозможно прийти в театр, жизнь только наполовину. Об этом во многом и произведения главного драматурга страны – а Чехов без труда удерживает этот титул уже более века. О диссонансе между жизнью желаемой, воображаемой и суровыми реалиями. Хотя вот думаешь подчас, глядя на страдания всех этих дворян и разночинцев – вы вообще на самом деле понимаете, что такое настоящая беда? Вот об этом весь Чехов – о трагедии повседневности. Когда вроде бы всё не так уж и плохо, а счастья нет. А так его хочется. Чистого, беспримесного. Кто-то скажет – ну и Достоевский порой совершенно о том же. Ну во-первых Достоевский пиес не создавал, во-вторых, Чехов тоньше, извилистей. Нет у него этих масштабных трагедий, уничтожающих, делящих жизнь человека на до и после, хотя это как посмотреть. Стреляется же Треплев в финале.
Искусство преодолевает преграды
Чехов – это драматург, к которому в итоге же приходит каждый серьёзный режиссёр, худрук, в общем тот, кто в театре всё – ну или почти всё решает. Да, этот условный театральный деятель многие годы мечется, и хочет ставить Чехова. А потом не хочет. Ведь Чехов, Господи! Ведь надо понимать, что с материалом — бережно. Что с другой стороны и современному зрителю придётся потрафлять. В общем в метаниях этих может пройти полжизни, но Чехов будет поставлен. И каждый спектакль по нему будет невероятно отличен от предыдущих постановок. Вот и нашему драмтеатру удалось поставить Чехова и соблюсти все эти моменты, собрать их воедино, отшлифовать и показать аудитории получившийся бриллиант.
Думаю, худрук Алексей Губин мечтал поставить на сцене драмтеатра «Чайку» Чехова давно. И полагаю, что мечтал поработать с таким материалом, как пьеса Чехова, Сергей Гук, поставивший на сцене истринского драматического уже четвёртый по счёту спектакль. Здорово, когда мечты сбываются. В этот раз – вопреки целой эпидемии! Сила искусства, товарищи!
Спектакль шёл с антрактом. То есть всё же предполагалось нормальное человеческое общение между двумя действиями, и даже — по бокалу шампанского. О, как мы стали всё это ценить, ведь правда? Но правила все соблюдали без напоминаний. На входе юные сотрудники театра измеряли всем температуру, конечно, мы практически не снимали масок и сидели согласно новым правилам на расстоянии друг от друга: вместе допускалось сидеть только семьям. Театральные и кинозалы сейчас могут заполняться только наполовину.
Мне было интересно, какими будут декорации. Все мизансцены происходили на фоне огромного силуэта человека – точнее сказать его бюста: головы с шеей (сценография Натальи Войновой). Внутри силуэта серебрится пруд, кстати артистам приходится по ходу действия купаться в настоящей воде. Здесь отмечу ещё одну сильную сторону спектакля – отменное сцендвижение под чутким руководством известного Константина Гроусса – танцора, хореографа, художника. На сравнительно небольшой сцене театра надо уметь грамотно двигаться – это большая нагрузка, работа, пластика.
Вот вам и основная метафора – в центре повествования Человек, его рутинные переживания, всё, что составляет ткань ежедневного человеческого бытия. Как это всё близко нам и сегодня, когда совсем недавно по вине рассвирепевшего вируса мы оказались заперты в своих домах, наедине друг с другом или с самими собой. Какое испытание!
Константин Треплев, он же Мартин Иден
Сюжет знаменитой «Чайки» в двух словах не пересказать, наверное. В этом плане с «Вишнёвым садом», к которому лично я отношусь теплее, нежели к «Чайке», проще. Сюжет её довольно запутан, героев много, и если вы не знакомы с пьесой, то въехать сразу будет сложно. Главные герои — Ирина Николаевна Аркадина (Анна Орлова), известная актриса, её любовник известный драматург Борис Алексеевич Тригорин (Андрей Соколов); Нина Михайловна Заречная (София Елфимова), юная и начинающая актриса: и тоже начинающий драматург и по совместительству родной сын Аркадиной Константин Гаврилович Треплёв (Игорь Сергеев). Да, он как раз и застрелится в финале, хотя сумеет добиться известности, то есть осуществить свою мечту, но любовь Нины так и не завоюет. Она тоже будет влачить жалкое существование, брошенная Тригориным, который вернётся к прежней удобной и проверенной возлюбленной. Зачем ему теперь эти ненужные эмоции? Нина была нужна ему лишь за тем, чтобы получить порцию писательского вдохновения, а потом такие истеричные экзальтированные девушки начинают напрягать, и от них избавляются.
Что касается Треплева, то его судьба напомнила мне мой любимый роман Джека Лондона «Мартин Иден», где, помните, в финале главный герой тоже заканчивает опостылевшее ему существование самоубийством? Хотя, казалось бы, жизнь удалась. Он довольно быстро стал знаменитым и коммерчески успешным литератором, но к славе его психика оказалась не готова. Вот и Треплев не выдерживает. Выросший фактически без родительской ласки он надломлен с детства, а где тонко – там и рвётся.
Трагизмом проникнуты все произведения Чехова, все без исключения. Они созданы человеком, который знал, что умрёт рано. Как опытный и образованный врач, Чехов же понимал, что его болезнь смертельна. Туберкулёз ведь и сейчас убивает…
Источник: http://in-istra.ru/
43