ГлавнаяМытищиК 75-летию Великой Победы. Владимир Полюшин – санинструктор

К 75-летию Великой Победы. Владимир Полюшин – санинструктор

В феврале 1942-го в СССР была разработана единая военно-полевая медицинская доктрина. Её суть достаточно проста: при любом ранении рану как можно скорее следует дезинфицировать, а далее раненого как можно быстрее отправлять на стол к хирургу. То есть вынести с поля боя раненого и не оказать ему соответствующую первую помощь – труд бессмысленный. Нашему герою, Владимиру Сергеевичу Полюшину, родившемуся в 1925 году и призванному в РККА в 1942-м Озёрским РВК Московской области, пришлось учиться навыкам санинструктора уже по-новому. В какой-то степени должно было улучшиться и медицинское снабжение на передовой.

Из наградного листа старшего сержанта Владимира Полюшина на орден Красной Звезды известно, что воевать ему в должности санинструктора пришлось в 368-м пушечном артиллерийском полку, который на тот момент входил в состав 199-й лёгкой артиллерийской бригады. Забегая вперёд, отметим и другие его награды – медали «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и «За победу над Германией». В 1985 году Полюшину был вручён орден Отечественной войны I степени, которым награждались ветераны, имевшие ранение или контузию.

Между тем первую свою награду за два с лишним года участия в боях Полюшин заслужил только 19 января 1945 года, в дни стремительного наступления наших войск в самой успешной Висло-Одерской стратегической операции. Здесь он не был «исключением из правил». В это время первые свои ордена (зачастую посмертно) получали даже те, кто воевал с 1941 года, иногда с первых дней войны, и был неоднократно ранен.

368-й полк был сформирован в то время, когда направлять на фронт необученные и неукомплектованные по штату полки и дивизии уже не было острой необходимости.

Артиллеристов обучили по всем правилам. Полк состоял из шести батарей – в каждой по четыре новые противотанковые 76,2 мм пушки ЗИС-3, признанные лучшими орудиями Великой Отечественной войны. Это была одна из многих разработок «гения артиллерии» Василия Грабина. Боевой расчёт пушки – шесть человек, скорострельность – до 25 выстрелов в минуту, дальность стрельбы – более 13 км. Несколько экземпляров этого орудия представлены в Московском областном военно-техническом музее в Черноголовке…

Первый бой полк, в котором служил Владимир Полюшин, принял 7 августа на Смоленщине – в 50 км юго-восточнее Вязьмы. Когда он проезжал через превращённую в пепелище Вязьму, ещё не воевавшие бойцы осознали, какой враг им противостоит, что зафиксировано и в полковом журнале боевых действий. За неделю боёв 368-й полк нанёс фашистам ощутимый урон и обеспечил нашей пехоте захват ряда деревень, точнее того, что от них осталось.

Здесь я вернусь к награждению Владимира Сергеевича орденом. Эффективность артиллерийского огня по противнику почти на 100 % обеспечивается разведкой. Артиллерийские разведчики в наступление идут вместе с пехотой, а то и впереди неё, и по средствам связи с полком корректируют огонь. И, конечно же, сами рискуют попасть под огонь врага, что и случилось 19 января 1945 года, когда автомашина разведчиков 368-го полка была разбита прямым попаданием немецкого снаряда.

Старший сержант Полюшин с двумя бойцами под огнём пробрался к этому месту и спас троих раненых разведчиков и командира взвода управления. В этот день, напомним, нашими войсками был взят Краков…

Ещё четверых лично Полюшин эвакуировал с поля боя в ходе наступления до 26 февраля. Кстати, представлен он был к ордену Отечественной войны I степени. Возможно, орден II степени ему бы утвердили, но поскольку санинструктор ещё не имел и медалей, награду ему «понизили».

Вернёмся в 1943 год. С сентября 368-й полк участвует в «многоходовой» Смоленской операции. Сражения проходят с максимальным накалом. 21 октября немцы разбомбили штаб полка, так что взять на себя командование пришлось одному из командиров батареи. За каждую деревню приходилось драться насмерть, немцы постоянно контратаковали…

Через Ельню и Дорогобуж, немного южнее Смоленска, а затем севернее Орши, с боями освободив Богушевск (25 июня 1944 года), полк вышел к Витебску, освобождённому от фашистов на следующий день.

Находясь от города всего в семи километрах, 368-й полк простоял здесь в обороне с 28 февраля до 8 июня. Основная задача – контрбатарейная борьба. В операции по освобождению Витебска 368-й полк поддерживает атаку 63-й стрелковой дивизии. Далее – бои за Вильнюс и Каунас с выходом к границе Восточной Пруссии. Здесь, по прихоти военной судьбы, полк перебрасывают по железной дороге далеко на юг – в стык границ Польши и Чехословакии – в распоряжение 199-й лабр 3-й гвардейской танковой армии (3-я гв. ТА) 1-го Украинского фронта. Конечная точка – польский город Тарнобжег на Висле в районе Сандомира.

К 3 февраля 1945 года перешедшие в наступление войска фронта кроме южной части Польши захватили Силезский промышленный район, «сплошной город заводов», мощную производственную базу для вермахта. С начала Силезской операции разделённый на две части 368-й полк поддерживает в прорыве вражеской обороны действия 9-го механизированного корпуса и 6-го танкового корпуса 3-й гв. ТА. С этой армией полк штурмовал Берлин, а затем освобождал Прагу.

Бои были тяжёлыми, и старшему сержанту Владимиру Полюшину хватило санитарной работы с лихвой.

Источник: http://inmytishchi.ru

 49 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.